Один главный секрет 100% попадания по воротам

Сегодня мои размышления о двигательном контроле, о том, как учиться двигаться правильно и, в конце, вы поймете один главный секрет обучения точным, правильным движениям в любом виде спорта, в любой двигательной практике. Хоть йога, хоть футбол, хоть слепая печать на клавиатуре, хоть обучение ходьбе.

В основе работы компьютера лежат нули и единицы: ноль — нет информации, единица — есть. Если пришла единица — открываем дверь, если ноль — не открываем. У компьютера на одно действие одна реакция. Ошибки возникают в том случае, когда реакций больше одной. 

Встречались с зависшим компьютером? Это случилась ситуация, при которой компьютер пытается сразу открыть и закрыть дверь. Но одновременно это сделать нельзя, поэтому он зависает в раздумьях что же делать… 

Все точные, правильные действия — это одна программа в мозге. Если двигательных программ много — возникают ошибки: один раз попал по воротам, а другой — нет.

Профессионал от любителя отличается только тем, что у профессионала на одну задачу — одна (правильная) двигательная программа, а у любителя правильная и еще много неправильных. 

Чем выше профессионализм, тем меньше в голове мусорных двигательных программ, которые забирают ресурсы мозга и подкидывают ненужные движения. 

Поэтому при освоении двигательных навыков нужно сразу создать условия при которых мозг будет запоминать только правильные варианты, а все остальные игнорировать. В идеале условия должны быть такими чтобы ошибок не было вообще.

Для эффективного освоения нового движения мозгу нужно понимать как отличать правильное движение от неправильного.

Мозг сам по себе решает задачу выживания “здесь и сейчас”.

Убежать от тигра, дотянуться до мяча… любым способом, а потом будь что будет.

Одна из задач тренера придумать такие условия оценки движения чтобы ребенок сам мог понять что значит двигаться правильно и неправильно. Это особенно важно когда нет возможности постоянно заниматься с тренером и вся основная работа делается дома. 

Например, руки двигаются сами по себе и нужно улучшить контроль рук. Берем гимнастическое кольцо и пытаемся просунуть в него руку не задевая кольцо. Задел кольцо — ошибка, не задел — молодец.

Скорость минимальная и увеличивается только если сделал 10 раз подряд без ошибок. 

Так же поступаем с ногами: задел кольцо — неправильно, не задел — правильно. 

Если сложно попасть в кольцо, нужен предмет большего радиуса. И по мере улучшения контроля движения радиус объекта уменьшается и точность движения увеличивается, а значит мы улучшили контроль движения. Далее, можно увеличивать скорость.

Упражнение для самостоятельной работы:

выбираете движение, которое хотите улучшить. Например, до-мажорная гамма на пианино играется с ошибкой: задеваем две клавиши. Критерий правильности: нажатие одной клавиши. Нажал две — неправильно. Отрабатываем один конкретный навык и двигаемся дальше: либо увеличиваем скорость, либо добавляем вторую руку. Увеличили сложность — получили набор ошибок с которыми разбираемся аналогично.

Когда скоординированная работа системы “глаз-рука” сформировалась переходим к развитию проприорецепторной системы: делаем все тоже самое только глаза закрыты или смотрят, например, на ноты. Это важная часть обучения двигательному контролю, т. к. во время выполнения движения в реальности у вас не будет зеркала (камень в огород танцоров, которые смотрят на себя в зеркало), не будет возможности постоянно смотреть на руки. Тело должно уметь определять свое положение в пространстве основываясь на информации проприорецепторной системы. Проще говоря, мы должны чувствовать свое тело даже в темноте; нажимать на правильные клавиши смотря на ноты или набирать текст смотря на экран, а не на клавиатуру; смотреть на дорогу и нажимать ногами педаль тормоза.

Так, однажды, я обнаружил, что набирая текст делаю одни и те же опечатки. Пришлось придумать метод освоения скоростной, слепой автоматической печати на клавиатуре разобравшись как можно контролировать движение пальцев. Это метод быстрой “прошивки” в мозг нейронной сети, которая отвечает за нажатие на правильные клавиши. 

И набирая для вас данный текст подумал, что было бы интересно провести эксперимент с пожилыми людьми до и после обучения слепой печати. Ведь печать слепым методом — это очень крутая нейроигра. Но полезной она становится если у вас есть критерии правильности. Просто так тыкать одним пальцем толку мало :).
Ставьте +, если хотите узнать как быстро освоить слепую печать на клавиатуре используя законы нейропсихологии :).

#дети

#Новосибирск

#ШколаДвиженияАндреева

#слепаяпечать

#нейропсихология